Материалы
Главная » Материалы » Вероучение » Библия |
Библия. Часть 1
I. БИБЛИЯ. 1. Библия – это уникальная книга, являющаяся Словом Божьим, откровением Бога человечеству. «Мы имеем вернейшее пророческое слово… изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» 2 Пет. 1:19-21. «Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых» Пс. 118:130. «Мы непрестанно благодарим Бога, что, принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине, – которое и действует в вас верующих» 1 Фес. 2:13. «Слово Господне пребывает в век. А это то слово, которое вам проповедано» 1 Пет. 1:25. Об уникальности Библии мы поговорим ниже, а начнем с утверждения, что Библия – это Слово Божье. В подтверждение мы приводим слова самой Библии, которые прямо говорят, что она – «Слово Божие» (1 Фес. 2:13) и «Слово Господне» (1 Пет. 1:25). Следовательно, мы верим, что Писание – это Слово Божье, потому что оно само говорит об этом. На первый взгляд может показаться, что это очень слабое доказательство. Думающих так могут обвинить в мышлении по замкнутому кругу. Поэтому нам нужно утвердиться в том, что мы правы в своих рассуждениях. Как сказал Карл Генри: «Обосновать разумом наши убежденности – исключительно важно. Убежденность необоснованная легко шатается и падает, даже если она истинна. Только достаточная гарантия нашей веры может защитить нас от «неразумной смены мнений или безответственной доверчивости». Ниже мы приводим пересказ его точки зрения, которую он излагает в своей книге «Христианин среди философов». Библия – это Слово Божье. Христианин принимает это без доказательства. Имеет ли он на это право? – Да. Любая система мышления начинается с аксиом. Аксиомы – это утверждения, которые не выводятся из других, они просто предполагаются. К аксиоме не приходят путем размышлений или опыта. Она исходная точка и принимается без доказательств. Никакая естественная наука не возможна без аксиом. Без них она будет похожа на шаткий дом без фундамента. Опытные науки принимают как факт такие принципы, как познаваемость мира, линейность времени, главенство причинной связи. Ученые часто принимают свои теории без опытных доказательств. Так, Демокрит не доказывал, что материя состоит из неделимых и бесконечно малых частиц. Он это постулировал и объяснял бытие из этого постулата. Евклид в труде «Начала» установил пять недоказанных принципов и из них вывел всю геометрию. Физики верят в нейтроны, лептоны, фотоны… Они говорят, что эти частицы «видели». На самом деле, они видят пузырьки водорода, так как частицы слишком малы для прямого наблюдения. Нильс Бор говорил, что реальны показатели на датчиках, а элементарные частицы – полезные модели. Фома Аквинский сказал: «Поскольку другие науки не доказывают свои основания, но рассуждают, от этих оснований отталкиваясь, дабы показать дальнейшие истины, этими науками изучаемые, то и наше учение не доказывает своих оснований, то есть истин веры, но из них выводит доказательства для дальнейшего» («Природа Священного Учения», раздел 8). Христианин не обязан принимать чужие аксиомы и выводить свое мировоззрение из них. Как атеист имеет право считать, что порядок в природу вносит человек, так христианин имеет такое же право считать Бога причиной мироздания. Первая аксиома христианства: «есть живой Бог», вторая: «есть Божественное откровение, выраженное в Писании». При помощи опытного наблюдения не докажешь, что Бог создал мир из ничего, что всё человечество согрешило в Адаме. Эти учения не вывести из опыта, они подтверждаются богодухновенностью Библии. Может ли учение, построенное на аксиомах, быть истинным? Ученые согласны, что один из лучших способов проверки на истинность – это проверка на логическую последовательность. Логически противоречивые системы не могут быть истинными. В логически правильной системе все аксиомы должны складываться в связное единство, а отдельные элементы обретать логическую значимость. Законы логики – не умозрительный предрассудок. По ним разум делает выводы, и эти законы универсальны. Истина едина. Теория должна соответствовать и аксиомам, из которых она исходит, и всем данным, которые она призвана объяснить. У обоих этих положений нет лучшей основы, чем логическая последовательность. Даже если доказательство идет по кругу – это нормально, если все предпосылки соединятся в последовательное единство мысли. Аксиомы христианства логически предполагают одна другую. Без живого Бога не может быть Божественного Откровения. Без понятного нам Откровения мы не знали бы, что есть Бог. Согласно Библии, человеческий разум не создает и не определяет истины. Бог есть истина, и вся истина от Него. Понимание того, что Бог есть, дано как часть Откровения каждому человеку. Живой Бог продолжает открывать себя миру в природе и истории, в человеческом сознании. Взирая на образ Божий, присутствующий во всем творении, каждый человек получает уверенность в том, что есть Бог и внешний мир. Христианская теология лучше всего согласуется с научным, нравственным, эстетическим, историческим и религиозным опытом. Она чрезвычайно вероятна, ибо предлагает нам упорядоченное мироздание, которое может исследовать наука и объективный нравственный закон. Она лучше своих соперников сочетается логически с тем миром, в котором мы живем и который нам известен по опыту. Для того чтобы система была истинной, одной непротиворечивости мало. Изначальные предпосылки могут быть развиты логически и последовательно (как в теории эволюции), но все же не нести объективную истину. Может, система не развилась достаточно, чтобы их обнаружить. Мы выведем тысячу теорем из аксиом и внутреннего противоречия не обнаружим, а на тысяча первой оно проявится. Вторая проверка на истинность состоит в том, что теория должна быть всеобъемлющей, способной истолковать любые данные и этим данным соответствовать. В этом смысле все теории оказываются либо узкими, либо разрозненными, как, например, геометрия изолирована от ботаники. Только христианское откровение охватывает всю реальность и может претендовать на истинность и надежность. Аксиомы христианства – не условные теоретические модели, они в полном смысле слова осмысляют и освещают реальность. Считая главной аксиомой Божье Откровение, выраженное в Слове, христианство распространяет действие его истин на все сферы человеческой жизни. А если попытаться доказать бытие Божье объективными свидетельствами и показать существование Бога на том, что не есть Бог? Карл Генри продолжает: «Такие свидетельства существуют, но на эти данные нельзя опираться. Отталкиваясь от конечного и не погрешая против логики, мы придем к бесконечному, только если совершим «рывок» нерациональной веры. Выстроить убедительную систему доводов, чтобы доказать, что есть бесконечный Бог, исходя только из того, что вне Бога, – нельзя… Богословы, исследуя опытные «доказательства» Божьего бытия, пришли к тому, что Бога нет, или Он не такой, как в Библии. Обращение к уязвимым свидетельствам опыта или иным доказательствам только повредит Откровению. Ссылки на замысел, рациональность, нравственность могут пригодиться для других целей, но не для доказательства бытия Божия». Бытие Божие и Божественное происхождение Библии принимается христианами без всяких доказательств еще и потому, что наша уверенность укоренена не только в доказательствах разума. Разум не является источником знания. Источник истины – Божье Откровение. Разум человека дарован ему Богом, чтобы он мог эту истину признать. Но и вера – это тоже Божий дар. Поэтому, наша уверенность – в сверхъестественном свидетельстве Святого Духа, наполняющего жизнью Писание. Святой Дух использует истину, как средство воздействия и убеждения, Он исполняет силою и возрождает логические основы веры. Используя аксиомы и теоремы, Дух Святой призывает и убеждает разум понять природу вещей и склоняет волю к вере в те предпосылки, которые мы приняли с Божьей помощью. Библия – Слово Божье. Прежде следует заметить, что выражение «Слово Божье» используется в Библии в нескольких значениях. В Евангелии от Иоанна 1:1 и 14 Иисус назван Словом Божьим. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» Иоан. 1:1. «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» Иоан. 1:14. Словом Божьим названо устное слово, которое произносил Бог, когда - творил вселенную: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» Быт. 1:3. «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – всё воинство их» Пс. 32:6; - обращался к людям: «И изрек Бог все слова сии, говоря» Исх. 20:1; - вкладывал Свои слова в уста пророков: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему» Втор. 18:18. Библия открывает нам, что Сам Бог повелевал людям записать Его слова. Первое упоминание записанного слова мы находим в книге Исход: «Когда [Бог] перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» Исх. 31:18. Следующая запись была сделана Моисеем: «И написал Моисей закон сей, и отдал его священникам, сынам Левииным, носящим ковчег завета Господня, и всем старейшинам [сынов] Израилевых» Втор. 31:9. «Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя» Втор. 31:24-26. Затем запись сделал Иисус Навин: «И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия, и взял большой камень и положил его там под дубом, который подле святилища Господня» Иис. Нав. 24:26. Бог давал приказание сделать записи пророкам: - Исаии: «Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки» Ис. 30:8. - Иеремии: «Так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу» Иер. 30:2. Обратимся к высказываниям на эту тему в Новом Завете. Иисус говорит ученикам, что слова, которые им придут на память (и которые они потом запишут), будут от Него, от Отца и от Святого Духа: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» Иоан. 14:26. «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Всё, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» Иоан.16:13-15. Далее, Апостол Павел говорит, что его слова коринфской церкви – это заповеди Господа. «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни» 1 Кор. 14:37. Об этом же пишет Апостол Петр: «чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими» 2 Пет. 3:2. Почему же Бог посчитал недостаточным передать людям только устное Слово? Записанное Слово Божье имеет ряд преимуществ перед устным, так как оно позволяет сохранить его для последующих поколений; дает возможность обсуждать и изучать его; становится доступным для многих людей. Единство книг Библии. То, что Библия является не человеческим, а Божьим Словом, подтверждается и тем, что она является единой книгой. Хотя она написана приблизительно сорока авторами в период около 1600 лет, в ней содержится единая система вероучения, единый нравственный стандарт, один план спасения. Ее неоднократные упоминания об одних и тех же событиях дополняют друг друга. Ее книги обнаруживают органическое единство. В противоположность Библии, магометанские, буддийские и др. писания в большинстве своем являются собраниями разнородного материала без начала, середины или конца. Примером единства книг Библии является то, что одна книга признает другую. Неемия признает книги Моисея: «Сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю. И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать» Неем. 8:1-2. Даниил признаёт то, что было сказано Иеремии: «В первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима» Дан. 9:2. В Новом Завете Господь называет ветхозаветный закон Словом Божьим: «Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание» Иоан. 10:34-35. Авторы Нового завета также свидетельствовали о Божественном происхождении Ветхого Завета. Петр утверждает, что источник пророчеств Ветхого Завета был не человеческим: «зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» 2 Пет. 1:20,21. Книга Деяний говорит о Божественном происхождении Псалмов. Когда Петр восклицает в первой главе Деяний: «Мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде…» Далее, в 20 стихе Петр цитирует Пс 68:26 и 108:8: «В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой». Петр не просто признаёт слова Давида авторитетными, но определенно утверждает, что говорил через него Бог. Всё это подтверждает единство книг Библии. Библия – это уникальная книга, являющаяся Словом Божьим, откровением Бога человечеству. В чем же ее уникальность? Известно, что только небольшой процент книг живет более 25 лет. Еще более незначительный процент живет более столетия. И только маленькое число книг живет более тысячи лет. В этом смысле Библия – уникальная книга. Она осталась живой на протяжении тысячелетий. Факт несокрушимости Библии также говорит нам о ее уникальности. Она выжила в самых трудных обстоятельствах. Когда римский император Диоклетиан понял, что христиане основывают свою веру на Библии, он решил уничтожить ее. Своим указом от 303 г. он потребовал сжигать каждую копию Писания. Он предал смерти множество христиан и уничтожил множество Библий. Затем он велел отчеканить медаль с надписью «Христианская религия погибла, а поклонение богам восстановлено». Но через несколько лет при императоре Константине христианство стало государственной религией. В средние века государственная власть присвоила себе право толковать Библию, запретила читать и толковать ее простому народу. Принимались законы, запрещавшие распространение Библии. Но Библия опять выжила. В XVIII веке Вольтер, известный французский безбожник, предсказывал, что через сто лет начиная от его эпохи христианство исчезнет. Вольтер умер, а христианство продолжает существовать. Библия – это уникальная книга, являющаяся Словом Божьим, откровением Бога человечеству. Откровение – это Божий акт, которым Он раскрывает Себя или сообщает истину Своему творению, которое не могло бы познать это другим путем. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» Иоан. 1:18. Бог-Отец открыл Себя людям в Иисусе Христе. Кроме того, что Бог открывает себя в Сыне и в Слове, общее откровение Божье обнаруживается: - в природе: «Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…» Рим. 1:20; - в совести человека: «Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их…» Рим.2:15 Эти откровения являются неписаными откровениями. Они сообщают человеку информацию о существовании Бога, но не предлагают человеку ответа на вопрос, как ему возвратиться к Богу, как спастись и избавиться от греха. Бог – всемогущ, поэтому Он знает нужду человека в спасении. Бог есть любовь, и Он не мог оставить грешного человека без такого откровения. Поэтому Бог дал ему Библию – письменное откровение о Себе. То, что Библия является Божественным откровением, подтверждается исполнением Библейских пророчеств. Приведем только некоторые из них. Исполнились пророчества о: - рассеянии Израиля: «Выброшу вас из земли сей в землю, которой не знали ни вы, ни отцы ваши, и там будете служить иным богам день и ночь; ибо Я не окажу вам милосердия» Иер. 16:13. «Долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима» Ос. 3:4; - окончательном разрушении Самарии: «Сделаю Самарию грудою развалин в поле, местом для разведения винограда; низрину в долину камни ее и обнажу основания ее» Мих. 1:6. - восстановлении Иерусалима: «Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: "ты будешь построен!" и храму: "ты будешь основан!"» Ис.44:28 Более подробно об исполнившихся пророчествах вы можете прочитать в книге Джоша Макдауэлла «Неоспоримые свидетельства». 2. Библия является единственно верным источником, который в достаточной мере раскрывает сущность Бога, показывает отношение Бога к человеку и разъясняет, каким образом человек может обрести общение с Создателем. «Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в тёмном месте, доколе не начнёт рассветать день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет.1:19). «Освяти их истиною Твоею; слово Твоё есть истина» (Иоан. 17:17). Апостол Петр называет Слово «вернейшим», то есть самым верным. Иоанн говорит о том, что Слово является истиной. Очевидно, что не может быть двух и более истин. Истина одна. В этом смысле Слово Божье – единственный источник истины. Кроме того, что Бог открывает Себя в природе и совести человека, в особые времена, особым людям Он может давать откровение о Себе в форме чудес, пророчеств и личного опыта. Это так называемое особое откровение Божье. Но эти откровения могут содержать ошибки и сами нуждаются в проверке Священного Писания: «[Обращайтесь] к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» Ис.8:20. Библия является единственно верным источником, который в достаточной мере раскрывает сущность Бога, показывает отношение Бога к человеку и разъясняет, каким образом человек может обрести общение с Создателем. «Что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им» Рим. 1:19. Писание дает нам достаточно информации о Боге, показывая Его с различных сторон. Оно говорит нам о качествах Божественной сущности, открывая, что Бог есть Дух – совершенный, вечный, независимый, вездесущий, всемогущий, всеведущий, мудрый, неизменный. Кроме этих качеств Писание говорит нам о Боге как о Личности, обладающей разумом, чувствами и волей. Также Бог Библии – это святой, справедливый, долготерпеливый, благой, милосердный, и, что наиболее важно, – Он есть любовь. Этого описания Бога вполне достаточно, чтобы человек понял, каков Бог и как Он относится к человеку. «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» 1 Иоан. 2:13-14. Насколько ограниченный человек может познать сущность вечного, бесконечного, невидимого Бога? Человек не способен выйти за рамки своих возможностей, поэтому познание Бога человеком никогда не будет полным. «Сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему, а открытое – нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» Втор. 29:29. Но это не должно нас смущать. Потому что уровень нашего познания является достаточным для того, чтобы установить отношения с Богом, понять, чего же Он хочет от нас, и ответить Ему. Несмотря на то, что Бог невидим и непознаваем, того, что нам Открывает Библия, вполне достаточно для того, чтобы поверить, что Он хочет и способен нас спасти. Библия является единственно верным источником, который в достаточной мере раскрывает сущность Бога, показывает отношение Бога к человеку и разъясняет, каким образом человек может обрести общение с Создателем. Бог говорит, что человек способен найти путь к Нему: «взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» Иер. 29:13. Чтобы человек смог найти этот путь и не заблудиться во тьме, Бог оставил Священно Писание. «Заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни» (Прит. 6:23). В этом стихе Слово представлено нам как светильник и свет, указывающий человеку путь, на котором он сможет обрести настоящую жизнь. В Писании Бог разъясняет человеку, что на пути их общения лежит грех, совершенный человеком: «Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» Ис. 1:15. Бог Библии не только указывает человеку на очищение от греха, но и берет это очищение на Себя: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло… Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» Ис. 1:15-18. Бог отдает в жертву за грех Своего Сына, человеку же предлагает путь покаяния и примирения: «Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» Деян. 3:19. «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» 2 Кор. .5:19-21. «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» 1 Иоан. 3:1. Таким образом, всякий человек, обратившийся к Библии, может узнать о том, что Бог думает о нем и как ему восстановить разрушенные отношения с Создателем. 3. Библия состоит из 66 книг: 39 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета, которые составляют канон Священного Писания и в равной степени являются Словом Божьим. Слово «библия» греческого происхождения (biblia), означающее «книги». «Всё Писание богодухновенно…» 2 Тим. 3:16 В этом стихе ясно говорится, что вся Библия, включающая Ветхий и Новый заветы, является Словом Божьим. Книги, входящие в состав Библии, составляют канон Писания. Важностью канона нельзя пренебрегать, потому что Моисей говорит, что от Слова зависит жизнь всего народа: «тогда сказал им: положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещевайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего; ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша, и чрез это вы долгое время пробудете на той земле, в которую вы идете чрез Иордан, чтоб овладеть ею» Втор. 32:46-47. Канон Ветхого Завета. Старейшее собрание записанного Божьего Слова – это 10 заповедей. Это начальная форма Библейского канона. Бог Сам написал заповеди на двух скрижалях: «Когда [Бог] перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» Исх. 31:18. Затем Моисей свидетельствует в первых 4 книгах Ветхого завета о том, что Бог повелел ему сделать запись: «И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной» Исх. 17:14. «Моисей, по повелению Господню, описал путешествие их по станам их, и вот станы путешествия их» Чис. 33:2. «И написал Моисей песнь сию в тот день и научил ей сынов Израилевых» Втор. 31:22. Впоследствии Иисус Навин добавил к уже написанному Моисеем: «И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия, и взял большой камень и положил его там под дубом, который подле святилища Господня» Иис. Нав. 24:26. Он сделал это несмотря на уже существующий запрет: «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую» Втор. 4:2. Это свидетельствует о том, что Иисус Навин был уверен, что Сам Бог повелел ему сделать добавление. Затем на протяжении истории Израиля пророки добавляли к уже написанному: «И изложил Самуил народу права царства, и написал в книгу, и положил пред Господом. И отпустил весь народ, каждого в дом свой» 1 Цар. 10:25. «Прочие деяния Озии, первые и последние, описал Исаия, сын Амоса, пророк» 2 Пар. 26:22. «Так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу» Иер. 30:2. Канон Ветхого Завета прибавлялся вплоть до времени, когда записывание совсем прекратилось. Даты последних Ветхозаветных пророков определяются так: Аггей – 520 г. до Р.Х, Захария – 520-518, Малахия – 435. Составление Ветхого Завета, скорее всего, было завершено Ездрой в V в. до Р.Х. После 435 года больше не было добавлений в канон Писания. Потому что больше никто не говорил со властью Божьего авторитета. Этот факт подтверждает и раввинистическая литература: "После того, как умерли последние пророки – Аггей, Захария и Малахия, – Дух Святой отошел от Израиля (Вавилонский Талмуд). Всё, что было написано после 435 г., не принималось иудеями как имеющее Божественный авторитет. Канон [kanon] – это книги Библии, которые соответствуют стандарту богодухновенности. Иисус Христос и новозаветные авторы никогда не оспаривали канон Ветхого Завета, а наоборот, цитировали Ветхозаветные Писания 295 раз. В писаниях Отцов церкви встречаются упоминания о канонических книгах. Евсевий, цитируя Оригена, упоминает почти все книги Ветхозаветного канона. Канон Нового Завета. Богодухновенность, а следовательно и каноничность книг Нового Завета подтверждается тем, что апостолы получили способности для их написания от Святого Духа. Об этом им говорил Иисус: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» Иоан. 14:26. «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» Иоан. 16:12-15. То, что апостолы передавали не свои слова, а слова Господа, подтверждает и апостол Петр: «Чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими» 2 Пет. 3:2. Неоднократно об этом говорит и апостол Павел: «Возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным» 1 Кор. 2:13. «Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас» 2 Кор. 13:3. «Мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не [как] слово человеческое, но [как] слово Божие, – каково оно есть по истине, – которое и действует в вас, верующих» 1 Фесс. 2:13. «Сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших» 1 Фесс. 4:15. Слово «Писания» авторы Нового Завета применяли как к Ветхозаветным, так и к Новозаветным текстам: «Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» 1 Тим. 5:18. Первая часть этой цитаты взята из книги Второзаконие 25:4, а вторая – из Евангелия от Луки 10:7. Уже во время первой церкви Писания Нового Завета, написанные апостолами, принимались как канон. Но формирование канона не происходило быстро. Потребовалось время на то, чтобы части Нового Завета были распространены по церквям не быстро, чтобы созрело всеобщее их признание и совместное решение о собрании книг в канон. Также и книги включались в канон не одновременно, а по мере их всеобщего признания. Формирование канона в основном завершилось к 175 г. по Р.Х., хотя в отношении некоторых книг ещё велась полемика. Собор в Карфагене в 397 году одобрил канон Нового Завета из 27 книг. К 500 году канон Нового Завета сформировался окончательно. К концу четвертого века все 27 книг были признаны Церквами на Западе. К 500 году вся говорящая по-гречески Восточная церковь приняла канон. Формирование канона Нового Завета не происходило в результате организованных усилий создать таковой. Скорее всего, он сам создавал себя в результате истинного характера входящих в него книг. Несколько принципов оказали свое влияние на включение в канон той или иной книги. Первостепенной важностью обладало апостольство. Автором должен был быть или апостол, или тот, кто находился в соответствующих отношениях с апостолом. Второй фактор – пригодность книги для публичного чтения. Третий - универсальность. Была ли книга принята всеми в христианстве. Обладало ли ее содержанием духовным характером. Итак, чтобы принадлежать к канону, книга должна иметь Божественное авторство, она должна была быть признана апостолами и сохранена первой церковью как часть Писания. Церковь не устанавливала Божественное происхождение книг, а только подтверждала этот факт. Евангелия от Марка, Луки, Деяния, послания Евреям и Иуды не написаны апостолами, но авторы были с ними в близких отношениях. Марк – с апостолом Петром, Лука – с Павлом, Иуда – с Иаковом. Иуда также был братом Иисуса. Новозаветные Писания содержат окончательные, авторитетные и достаточные изложения Христовой работы искупления. Это последнее записанное Слово Божье. Канон завершен. Никаких других писаний не может быть добавлено: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» Евр. 1:1-2. Об этом же говорят и последние стихи книги Откровение: «Я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» Откр. 22:18-19. Апокрифы – это книги, не вошедшие в канон. Они не принимались Иудеями как Божье Слово, не подтверждались Иисусом и апостолами. В них есть учения, не совпадающие с Библией, как, например, книги Юдифь и Товит, в которых утверждается спасение по делам. Кроме этого, они содержат исторические, хронологические и географические ошибки. Апокрифические книги не являются богодухновенными, они – только человеческие труды, представляющие значение для исторических и лингвистических исследований. Иисус и апостолы никогда не цитировали апокрифов. Евсевий пишет об апокрифах, что «они не вошли в канон, но принимались Отцами для чтения теми, кто недавно присоединился к нам и нуждается в словах благочестия».
Литература: Источник: http://hvep.narod.ru/publications/sn/read-slovo12.htm [ ] | |
Просмотров: 9749
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |