Материалы
Главная » Материалы » Вероучение » Библия |
4.Библия – богодухновенная книга. Это означает, что: 4.1. Она имеет Божественное происхождение.
Под богодухновенностью Библии мы понимаем сверхъестественное влияние Святого Духа на авторов Писания, которое превратило их сочинения в точную запись откровения и привело к тому, что записанное на самом деле является Словом Божьим. Доказательства богодухновенности прежде всего исходят из утверждений авторов Библии о том, что написанное есть Слово Божье, о чем мы говорили выше. Они также следуют из того понимания Писания, которому учили Иисус и апостолы. Например, новозаветные авторы приписывают Богу слова, которые в тексте не объявляются словами Самого Бога. Так, в Матф. 19:4-5 Иисус приводит слова Бога как прямую цитату, хотя в книге Бытие 2:24 эти слова прямо Богу не приписываются: «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью». В современном переводе эта фраза звучит более понятно. "А разве вы не читали, – ответил Иисус, – что Творец изначально создал мужчину и женщину, что сказал Он : «Поэтому …» Таким же примером является место из книги Деяний 4:25, где цитируется Псалом 2:1-2: «Владыко Боже , сотворивший небо и землю и море и всё, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым : что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?» В псалме Давида мы читаем: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?» Пс. 2:1-2. Таким образом автор книги Деяний утверждает Божественность сказанных Давидом слов. Другие доказательства богодухновенности исходят из качеств Божьего характера. Характер Божий проявляется в том, что Он заботится о человеке. Он позаботился о временных материальных нуждах человека: устроил атмосферу, приготовил в земле минералы и топливо, сообщил почве плодородие, дал человеку понимание, как все это можно использовать. Кроме материальных нужд Бог знает, что у человека есть также и вечные духовные нужды и проблема греха. От заботливого Бога закономерно ожидать, что Он удовлетворит и эти нужды человека, возвестив ему Свой план спасения. Далее, человек нуждается в том, чтобы Писание, в котором Бог запишет план спасения, не содержало ошибок, то есть являлось непогрешимым. Поэтому при передаче Слова необходимо ожидать, что Бог сохранит его от искажений, чтобы не ввести человека в заблуждение. Для более ясного понимания важности учения о вдохновении приведем неверные взгляды на него.
Таким образом, роль Бога отвергается, и весь акцент в написании Библии переносится на человека. Но Бог сказал: «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, – ибо какое было бы нарекание [на имя Мое]! славы Моей не дам иному» Ис. 48:11.
Это противоречит утверждению Библии: «Всё Писание богодухновенно» 2 Тим. 3:16.
Это субъективный подход к Писанию. Библия является Словом Божьим независимо от того, понимаем мы ее или нет, принимаем мы ее весть или отвергаем. «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» Иоан. 12:48.
То, что вдохновение простирается и на мысли, и на слова, подтверждается тем, с какой точностью авторы относились к каждому слову и даже его грамматической форме. Например, в Гал. 3:16 Павел основывает свою аргументацию на форме единственного числа в Быт. 12:7: «Не сказано «и потомкам», как бы о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос». В Матф. 22:43-44 мы читаем слова Иисуса: «Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» В данном случае Иисус явно говорит, что Давид произнес эти слова по вдохновению. А аргументация Иисуса опирается на притяжательный суффикс «моему» в древнееврейском языке. В 22 главе Евангелия от Матфея Иисус, отвечая на вопрос саддукеев, цитирует книгу Исход 3:6: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова». Суть заключается во времени глагола, которое позволяет сделать вывод, что: «Бог не есть Бог мертвых, но живых». Итак, новозаветные авторы даже отдельным словам Писания придавали важное значение, как сказанным Самим Богом. Признание богодухновенности, с одной стороны, означает также, что содержание Библии объективно есть Слово Божье. Объективный смысл Библии одинаков для всех. Писание доносит до нас слова Бога независимо от того, читают ли, понимают ли, и принимают ли его. Ее статус откровения не зависит от чьего-либо отклика на нее. С другой стороны, внутреннее просветляющее действие Святого Духа на человека составляет субъективный аспект. Главным субъективным доказательством богодухновенности Библии для человека является не человеческий разум, а действие Святого Духа. Именно Дух Святой проливает свет на понимание читателя или слушателя. Именно Он дает уверенность в истинности сказанного в ней и в ее Божественном происхождении: «Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» 2 Кор. 3:15-17. Без Духа Святого человек не способен понять мудрость Божью. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно» 1 Кор. 2:14. Сочетание объективного и субъективного создает равновесие, которое предостерегает от двух крайностей. Первая состоит в том, что на Библию смотрят, как на что-то почти магическое, обладающее внутренней скрытой силой, способной воздействовать на человека несмотря на то, что он не понимает прочитанного. Вторая заключается в утверждении, что смысл прочитанного, открытый человеку при чтении Библии, и является для него самым истинным, потому что таким образом Дух Святой дает читающему новые послания от Бога. Поэтому понимание прочитанного одним человеком может отличаться от понимания, которое открыто другому. Кто-то верно сказал: «Если у вас есть Библия без Духа, вы высохнете. Если у вас есть Дух без Библии, вы взорветесь. Но если у вас есть и Библия, и Дух, вы будете расти».
Приведенные стихи свидетельствуют нам, что авторы Библии, подчиняясь Божественному водительству, записывали то, что Бог повелевал им, либо не писали того, на что Он не давал им повеления. Таким образом, мы получили именно то Слово, которое Бог хотел нам передать. Богодухновенность объясняет, как может Бог достичь этой цели, используя для передачи Своего Слова несовершенных людей. Бог таким образом направлял мысли авторов, что они стали точно теми мыслями, которые Он желал выразить. Иногда эти мысли были очень конкретными, в других случаях имели общий характер. Несмотря, на то, что в словаре существуют синонимы, там есть одно слово, более всего пригодное для выражения сообщаемой Богом мысли. Мысли Бога точнее наших. С возрастанием точности мысли уменьшается количество слов, пригодных для ее выражения. Посылая автору определенную мысль, Дух фактически направлял автора к использованию одного конкретного слова, а не какого- то другого. Таким образом Бог достигал соблюдения необходимой точности записанного. 4.3. Авторы, находясь под водительством Святого Духа, были в совершенном осознании происходящего и в полной мере использовали свои творческие способности, поэтому каждая книга содержит индивидуальные черты самого автора.
Этот стих говорит нам о том, что слова были даны апостолам Святым Духом, но при этом они сами были способны «изучать» и «соображать». То, что богодухновенность распространялась на выбор слов автором, не означает, что он, как человек, не принимал в написании никакого участия. Выбор слов направлял Бог, но словарный запас авторов был результатом их воспитания, образования и жизненного опыта. Во всем этом также работал Бог, приготавливая их к выполнению задачи. Павел в послании Галатам 1:5 так говорит о работе Божьей в его жизни : «Бог, избравший меня от утробы матери и призвавший благодатию Своею…» С самого первого дня Бог действовал, формируя и развивая его личность. «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь». Здесь Павел прямо говорит, что в том, каким он был сформирован как человек, заслуга Божьей благодати. Затем он продолжает: «Благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» 1 Кор. 15:10. Таким образом, и результатам своего труда Павел обязан Божьей благодати. Итак, в процессе своего развития и образования автор был вооружен набором слов, предназначенным для него Богом, а затем под водительством Святого Духа писал свои произведения, подбирая из своего словарного запаса необходимые слова, которые лучше всего подходили для передачи Божьего послания. Дух Святой не отклонил личности авторов, а использовал их в акте вдохновения, поэтому стиль автора сохранился. Он так воздействовал на них, что они писали все, что Он хотел, без ошибок и без лишних добавлений. Дух Святой наблюдал за подбором материала и за словами, которые было необходимо употребить. Он хранил авторов от заблуждений и упущений. Мы так подробно останавливаемся на этом, чтобы сохранить верующих от ложных теорий, утверждающих, что авторы были просто секретарями, их личность не имела никакого значения, а потому не существует никаких стилей, присущих авторам.
Оригинальным языком Ветхого Завета был древнееврейский, а Нового Завета – греческий язык (койне, общепринятый разговорный греческий язык). Богодухновенность в строгом смысле приложима только к оригиналу. На переписчиков и переводчиков богодухновенность не распространяется. Хотя и в этом случае действует промысел Божий, это действие иного рода, чем действие Духа при написании текста. Несмотря на то, что не имеется оригинальных текстов (автографов) Библии, а все существующие древние еврейские или греческие манускрипты содержат ошибки, количество слов, вызывающих сомнение, очень мало, ни одна из доктрин не страдает от этого. Тем не менее, копии и переводы – это также Слово Божье в той мере, в какой они сохраняют послание оригинала. 5 . Библия – авторитетная книга, обладающая высшим правом определять, в кого верить и по каким нормам жить.
Авторитет Библии вытекает из её богодухновенности. Всё, что вдохновлено, в свою очередь является авторитетным для наставления. Бог есть высшее существо, и Он имеет право предписывать нам, во что верить и как действовать. Так как Библия передает нам Его послание, то она имеет то же самый вес и авторитет, как если бы Бог говорил с каждым из нас лично. Поэтому Библия имеет авторитет нас наставлять, обличать, исправлять и таким образом совершенствовать. Авторитет ее – самого высокого уровня, поэтому наставление в том, чтобы она «не отходила от уст» и использовалась день и ночь, не является просто образным. Авторитет Божьего Слова таков, что Господь будет судить нас по Своему Слову: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» Иоан. 12:48. Однако необходимо помнить, что претензии на авторитет будут справедливы, если только избранные слова трактуются в контексте всего Библейского послания. Например: слова змея, обращенные к Еве: «нет, не умрете» в Быт. 3:4, записаны по вдохновению, однако, они не являются ни истинными, ни авторитетными. Вот слова Петра, которые он говорил Христу в Матф. 16:22: «Отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» Эти слова записаны верно, но они не имеют авторитета для исполнения, так как Петр ошибался, говоря их. Этот подход применим к любым случаям извлечения отрывков Писания из контекста. Слова вдохновлены, но новое значение, которое при этом получается, может не являться авторитетным. Следует также помнить, что авторитетность относится к тому, что утверждается в Библии, а не к тому, что в ней пересказывается. Например, когда в Библии пересказываются ложные мнения и заявления нечестивых людей, это не означает, что они безошибочны. Это значит лишь то, что они точно пересказаны. Точно так же если автор Библии использует другие источники и включает их в свой текст в виде утверждения, следует считать их истинными. Но это не гарантирует авторитетности или каноничности этих книг. Следует сказать еще несколько слов о некоторых трудных местах Библии и их правильном толковании. Как относиться к тому, что Библия упоминает случаи, когда Ной был пьян (Быт. 9:20), Иаков обманывал (Быт. 27:18-24), а Давид совершил прелюбодеяние (2 Цар. 11:1-3)? Да, грешные действия людей описаны в Библии, но они не освящаются и Писание не призывает им подражать. Иногда может показаться, что некоторые грешные действия как будто оправдываются. Например, Библия приводит в пример веру и дела Раав, тогда, как она была блудницей и солгала. На самом же деле Писание признает веру грешницы Раав, а не ее ложь. Также некоторые вещи разрешаются, потому что они относительно правы, но не абсолютно, например, развод Вт. 24:1, Мф. 5:38. Да, Бог разрешил развод, но сделал это допущение исключительно по жестокосердию людей (см. Матф. 19:8 и Мар. 10:5). 6. Библия – безошибочна, т.е. содержит достоверную информацию, не имеет ошибок научного и исторического характера и непогрешимо выполняет своё назначение: приводит человека к личному общению с Богом.
Безошибочность Божьего Слова подтверждается такими качествами Бога, как совершенство и святость. Совершенный Бог дает человеку совершенный закон и верное откровение, свободное от ошибок. Источник происхождения Библии – не земля, а небо, поэтому она безошибочна. «На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах» Пс. 118:89. Бог свят, и поэтому никакая неправда, даже в виде ошибки, не соответствует Его природе. «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться…» Чис. 23:19Поэтому мы можем быть уверены, что «Всякое слово Бога чисто» Прит. 30:5. Всемогущество Бога помогает нам понять, как Он сохранил Свое Слово от искажений при передаче его через несовершенных людей, живущих в мире греха. «Слова Господни – слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное. Ты, Господи, сохранишь их, соблюдешь от рода сего вовек» Пс.11:7-9. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» Матф. 24:35. Говоря о непогрешимости Библии, богословы имеют в виду, что в оригинальных манускриптах нет ошибок. Оно непогрешимо во всем, что утверждает, несмотря на то, исторические ли это дела, научные, нравственные или доктринальные. Безошибочность и непогрешимость простираются на все Писание и не ограничиваются отдельными частями или учениями. Непогрешимость также вытекает из богодухновенности. Всемогущий Бог так повлиял Духом Святым на авторов, что в Библию не попало ничего ошибочного. Библия является истинной книгой. Книга считается достоверной или истинной, если верно повествует о предмете, который она представляет, написана лицом или лицами, имя которых она носит, и повествует о фактах так, как они в действительности происходили. В противном случае книга считается поддельной. Приведем для примера некоторые доказательства истинности книг Ветхого завета. Моисей представляется в этих книгах как автор первых из них: «И написал Моисей все слова Господни» Исх. 24:4. В других книгах Ветхого Завета Пятикнижие тридцать раз представляется написанным Моисеем. «Во всей точности старайтесь хранить и исполнять всё написанное в книге закона Моисеева, не уклоняясь от него ни направо, ни налево» Иис. Нав. 23:6. Иисус подтверждает ветхозаветные факты: - о сотворении человека: «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?» Матф. 19:4 - о личности сатаны: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». Иоан. 8:44. -события потопа: «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого» Лук. 17:26. - явления манны в пустыне: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес» Иоан. 6:32. - события из жизни Давида: «Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?» Матф.12:3-5 - историю Ионы: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» Матф. 12:40. Когда Иисус упоминал эти примеры из Ветхого Завета, Он не только передавал смысл истории, но и подтверждал события, которые происходили. Достоверность Нового Завета подтверждается тем, что авторы либо сами были очевидцами происходивших событий, либо, являясь спутниками апостолов, получали информацию из первых рук. Безошибочность книг Библии подтверждается согласованием с историей в упоминании исторических личностей: - Квириния, правителя Сирии: «Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» Лук. 2:2. - Ирода Великого: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят…» Матф. 2:1 Иисус считал Писание авторитетным во всех деталях. Отвечая на искушение сатаны в пустыне, Он «сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» Матф. 4:4. Иисус говорит «всяким словом», а не «некоторыми словами»; тем самым Он принимал Писание полностью. А когда Он говорил «написано», то тем самым подтверждал авторитет именно записанного Слова. В подтверждение истинности сказанного в Новом Завете мы многократно встречаем такое выражение Иисуса, как «истинно» и «истинно, истинно говорю вам». «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в Жизнь» Иоан. 5:24.
Это подтверждается открытиями археологии. Критики Библии подвергали сомнению многие факты, упоминаемые в Библии. Приведем некоторые примеры из книги «Курганы, гробницы, сокровища», автор Роберт Т. Бойд. Ученые сомневались в справедливости повествования Иисуса Навина о разрушении Иерихона. Они полагали, что город пал от разрушения стенобитными машинами. Археолог Джон Горстанг вел раскопки в Иерихоне в начале тридцатых годов прошлого столетия, раскрыл останки разрушившихся стен города и установил, что стены города упали наружу. Было время, когда считалось, что царя Месы, упоминаемого в 4 книге Царств, не существовало, а Моавитская земля была слишком бесплодной для скотоводства, что противоречило библейскому тексту: «Меса, царь Моавитский, был богат скотом и присылал царю Израильскому по сто тысяч овец и по сто тысяч неостриженных баранов» 4 Цар. 3:4. В 1870 году в Моаве был обнаружен камень, на передней стороне которого была надпись из 35 строк, из которой стало ясно, что такой царь существовал и всё написанное в Библии – правда. В книге пророка Ионы говорится, что Ниневия была великим городом, «в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота» Ион. 4:11. Но критики сомневались, что в то время мог существовать такой большой город. Археологические раскопки обнаружили текст, в котором указывалось, что на царский банкет собралось 70 000 человек. Археологи подтвердили существование царя Саргона, упоминаемого в Ис. 20:1, местонахождение городов Листры и Дервии из книги Деяний, существования Понтия Пилата как реальной личности и многие другие Библейские факты. Говоря о безошибочности Библии, следует сказать, что она не является учебником науки или истории. В связи с тем, что сообщения о научных фактах делались на обыденном, а не на техническом языке, их следует рассматривать как общедоступные описания, часто приблизительные или обобщающие. Данные могут не обязательно являться точными, но тем не менее оставаться истинными и верными в том смысле, в каком они нас учат. Это обычная практика в популярных текстах, в отличие от технических. Кроме того, говоря о безошибочности, необходимо учитывать, какой уровень точности ожидается от сообщения. Точность меняется в зависимости от того, какое использование текста предполагалось. Например, если сообщение – официальный документ, который сообщает, что в битве участвовало 9476 человек, то именно эта цифра будет безошибочной. Если же требовалось лишь представление о масштабах битвы, тогда число 10 000 будет достаточно точным. Главное в том, чтобы сообщение отвечало требуемому, ожидаемому читателем уровню точности. В Чис. 25:9 говорится, что «умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи», а апостол Павел в 1 Кор. 10:8 дает цифру 23000. В обоих случаях мы имеем дело с приблизительными оценками, поэтому, обе эти цифры вполне приемлемы. Кажущиеся противоречия исчезают, когда мы учитываем: нетехнический стиль авторов, фрагментарный характер повествований и вспомогательную природу многих вещей. В разрешении противоречий также помогает метод согласования. Например, в Евангелии от Матфея 27:5 говорится об Иуде, что, «бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился». Тогда как в Деян. 1:18 мы читаем: «приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его». Какая же картина смерти Иуды является верной? У нас нет полной картины смерти Иуды, но возможно согласовать эти два фрагмента. Они оба могли бы иметь место, если Иуда повесился, но затем веревка оборвалась и произошло второе событие. У нас нет точных данных, что это было так, но с другой стороны это подтверждает, что в этом вопросе Библия вполне может быть безошибочной. Второй способ разрешения этого кажущегося противоречия состоит в том, что причиной затруднений было слово «низринулся», которое переводили, как «падение головой вперед». Однако изучение в ХХ веке древних папирусов показало, что это слово имело еще одно значение: «вздутие», «разбухание». Теперь картина смерти Иуды может выглядеть так: Иуда повесился, но тело его обнаружили не сразу. В результате разложения и вздутия «расселось чрево его, и выпали все внутренности его». Трудности в объяснении библейского текста не должны сразу расцениваться как свидетельство ошибки. Нас не должно смущать то, что мы не можем разрешить всех противоречий при помощи имеющихся у нас в настоящий момент данных. Они могут появиться в будущем в результате археологических и филологических исследований. При наличии всей информации мы могли бы разрешить все кажущиеся противоречия. Важность взгляда на непогрешимость Библии можно подтвердить из истории церкви. Когда на непогрешимость начинали смотреть как на что-то второстепенное, то скоро стали отказываться и от других важных учений, таких, например, как Божественность Христа или Троица. Приведем примеры теорий, отрицающих полную непогрешимость Библии.
Одна из них – теория ограниченной непогрешимости. Она говорит, что Библия непогрешима только в вопросах, касающихся спасения. В фактах научного и исторического характера могут быть ошибки. На это можно возразить: Если Библия ошибается в малом, как мы можем доверять ей в большом? Другая теория говорит о непогрешимости цели. По этой теории Библия вообще не предназначена для передачи истины. Ее цель – привести человека к Христу. Поэтому ошибки в фактах не имеют значения, так как они не мешают достижению цели. Тогда получается, что добрая цель оправдывает ложные средства, но мы не можем с этим согласиться, чтобы не погрешить против Божьих святости и совершенства. В связи с этим повторим еще раз, что непогрешимость не означает научную точность или максимальную конкретность текста. Она означает, что все утверждения Библии истинны, если они правильно истолковываются с учетом культурного уровня, которого достигли ко времени написания, и целей, с которыми была дана информация. Безошибочность Библии дает человеку уверенность в том, что если он последует ее указаниям, то он не заблудится, а сможет найти Бога и установить с Ним личные отношения.
Поэтому повторим: Библия непогрешимо выполняет своё назначение: приводит человека к личному общению с Богом.
Литература: Источник: http://hvep.narod.ru/publications/sn/read-slovo12.htm [ ] | |
Просмотров: 5431
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |