Изучение Библии в домашней группе.
Работая по системе домашних групп в течение нескольких лет, мы проводили их разными способами. Это были и маленькие копии воскресного собрания, когда проповедник докладывает материал, а все слушают; и общения на свободные темы; и чаепития по разным поводам. Затем мы пришли к изучению Слова. С самого начала мы стали использовать метод построения дискуссии. Его суть в том, что ведущий группу задает заранее подготовленные вопросы по Писанию, которые помогают участникам дискуссии самостоятельно найти правильный ответ. Начав изучение, мы вначале столкнулись с непониманием и иногда с нежеланием отвечать на вопросы. Проблемы была в том, что люди отвыкли от самостоятельного исследования, разучились размышлять над Словом. Им просто хотелось опять слушать проповеди. Со временем все встало на место. Люди начали думать, находить ответы и переживать радость исследования и поиска истины.
Метод дискуссий. Суть метода, о котором мы хотим рассказать, состоит, во-первых, в том, чтобы научить участников дискуссии понимать Священное Писание. Используйте для исследования библейские стихи, сопровождающие каждый пункт вероучения, либо добавьте стихи, которые вам покажутся полезными для подкрепления рассуждений. Во-вторых, ответ участники дискуссии должны найти сами. Ведущий, используя систему вопросов, направляет участников группы на поиски ответов в Библии. Если вопрос оказался слишком сложным, ведущий задает наводящий вопрос. Весь остальной материал, приведенный в этом выпуске и не касающийся разбора Писания, мы предлагаем считать дополнительным и использовать его после объяснения темы. Научиться задавать вопросы – дело не простое, но оно стоит того, чтобы потратить на него силы во время подготовки к группе. Чтобы выстроить логическую систему вопросов, ведущему придется во время подготовки мысленно проследить ход рассуждения над библейскими стихами. Исследуя библейские стихи, внимательно вчитывайтесь в каждое слово, стараясь понять, как оно относится к вашей теме. В одном Библейском стихе, наряду с предложенной, могут содержаться и несколько других тем. Оставьте их для других собраний. Ваша задача – не отклониться, направлять дискуссию в выбранное русло. Учитесь не переходить на другие темы и учите этому других. С чего начать? Здесь есть два подхода.
В первом случае мы читаем определение из вероучения, а затем подтверждаем его утверждения приведенными библейскими стихами. Во втором мы начинаем с исследования библейских стихов, и в результате приходим к формулировке вероучения. В этом случае текст вероучения находится только у ведущего, а участники используют для работы Библии. Ведущий задает вопросы к библейским стихам таким образом, чтобы подвести участников к выводам, сделанным в определении Вероучения. В разных случаях, в зависимости от содержания библейских стихов, вы можете пользоваться первым или вторым подходом.
Еще несколько полезных советов. Если стих большой и в нем содержится последовательность действий, попросите участников пересказать стих своими словами. Это совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Если им это трудно, сделайте этот анализ вместе с ними шаг за шагом. Это полезное задание на понимание Библии. Обратите внимание, что заканчиваться дискуссия обязательно должна вопросами на применение обсуждаемого материала. Без привязки к жизни Слово останется только теорией. Не всегда просто увидеть, как применить в жизни изученное Слово. Ведущий должен знать ответы еще до начала собрания.
Попробуем показать применение первого подхода.
1. Библия – это уникальная книга, являющаяся Словом Божьим, откровением Бога человечеству. «Мы имеем вернейшее пророческое слово… изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» 2 Пет. 1:19-21. «Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых» Пс. 118:130. «Мы непрестанно благодарим Бога, что, принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине, – которое и действует в вас верующих» 1 Фес. 2:13. «Слово Господне пребывает в век. А это то слово, которое вам проповедано» 1 Пет. 1:25.
Вопросы об уникальности Библии.
Вопрос: Что значит быть уникальным? Ответ: Это значит быть самым лучшим в своем роде. Вопрос: Какие слова в приведенных стихах говорят об уникальности Библии? Вопрос: Говорят ли об этом слова «вернейшее пророческое слово»? Вопрос: Что значит «вернейшее»? Ответ: Вернейшее – это значит самое верное, правильное и истинное, и другого такого верного не существует. Вывод ведущего: В этом смысле мы считаем Библию уникальной. Нет другой книги, которая бы так верно открывала истину. Вопрос: Имеет ли отношение к уникальности Библии то, что авторы Библии были «движимы Духом Святым»? Вопрос: Чем движимы авторы других книг при их написании? Ответ: Собственным желанием, идеей, деньгами… Вопрос: Можем ли мы сказать, что еще какая-нибудь книга на земле, кроме Библии, была написана под воздействием Святого Духа? Ответ: Нет. Вывод ведущего: В этом смысле Библия также является уникальной книгой.
Вопросы о том, что Библия является Словом Божьим.
Вопрос: Какие слова в приведенных стихах подтверждают то, что Библия является Словом Божьим? Ответ 1: То, что она называется «Слово Господне» в 1 Пет. 1:25. Ответ 2: То, что она прямо названа Словом Божьим в 1 Фес. 2:13. Вопрос: Перескажите своими словами линию событий (действий), указанных в 1 Фес. 2:13: «Мы непрестанно благодарим Бога, что, принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине, – которое и действует в вас верующих». Ответ: Апостолы проповедовали Слово Божье фессалоникийцам. Фессалоникийцы поверили тому, что говорили апостолы. Более того, они поняли, что апостолы говорили им не свои слова, а пересказали слова Бога. Божьи слова начали действовать в тех, кто их слышал. Вопрос: Как фессалоникийцы узнали, что за словами апостолов стоит Слово Божье? Вопрос: Кто убедил их в этом? Были ли у апостолов особые способности к убеждению? Ответ: Это открыл им Святой Дух. Ведущий. Тут мы переходим к следующему вопросу для обсуждения, что Слово Божье – это откровение Бога человечеству.
Вопрос: Какой стих еще говорит об этом? Ответ: Пс. 118:130: «Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых». Ведущий: Итак, для того, чтобы услышать слово, нужны уши. А для того, чтобы поверить, что услышанное слово – это Слово Божье, нужно Откровение от Бога. Дело было не в способности апостолов убеждать людей, а в действии Святого Духа. Если Дух не откроет человеку глаза на Писание, он никогда не назовет ее Словом Божьим, а будет считать обыкновенной книгой. Вспомните, как подобное откровение произошло в вашей жизни. Попросите присутствующих рассказать свидетельство об этом.
Вопрос: вспомните другие места Писания, в которых говорится, что Откровение человеку дает Бог (для подсказки назовите им ссылки, пусть они сами прочитают из Библии). Ответ: 1 Кор. 2:10: «А нам Бог открыл [это] Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии». Матф. 11:25: «Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам». Матф. 16:17: «Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах».
Вопрос на применение: Означает ли это, что если человек не уверовал, то виноват в этом Бог, который не открыл ему истину? Вопрос: Какую роль играет воля человека в принятии решения? Ответ: Бог хочет, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» 1 Тим. 2:4. Но есть люди, которые, «познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» Рим. 1:21. Человек может ожесточить свое сердце, и тогда оно становится неспособным принять Слово Божье. Поэтому Писание призывает людей: «Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота» Евр. 3:15.
Вопрос на применение: Какая практическая польза для нас от того, что мы знаем, что Библия – это уникальная книга и Слово Божье? Ответ: Это дает нам уверенность, что мы можем обращаться к нему, «как к светильнику, сияющему в темном месте» 2 Пет. 1:19. Потому что «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» Пс. 118:105. Оно является жизнью для нас: «Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое; да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего: потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его» Прит. 4:20-22. Пребывающий в Слове и размышляющий над ним будет как «дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» Пс. 1:2-4.
Источник: http://hvep.narod.ru/publications/sn/read-slovo13.htm [ ] |