Четверг, 26 Декабря 2024, 22:44
Приветствуем Вас, Гость | RSS
Материалы
Цитата из Библии
Господь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей со звуками струн моих будем воспевать песни в доме Господнем (Ис.38:20)
Поиск по сайту
Наши советы
Надоела реклама и мошенники в Интернете? Читайте статью:
"Безопасный Интернет"
Вход
Посетители

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Материалы

Главная » Материалы » Авторы по алфавиту » Г-Д-Е-Ё

Как мы выбираем песни
         Авторы проекта "Песни в Доме Господнем" нередко очень сожалеют что приходится вычёркивать композицию, которая вполне могла бы стать хорошей, если бы её авторы и исполнители приложили чуть больше старания! В данной статье рассказывается, каким образом в результате проверки произведений на всех трёх этапах отсев составляет около 90%. Только 10% соответствуют установленным критериям.

...

         На первом этапе прослушивания отсеиваем ударные. Отбор идёт достаточно быстро. Первые мгновения начала песни уже многое показывают. Если с первых звуков стучит, барабанит (а также воет, ревёт, скрежещет...) — убираем. Если начало композиции устраивает, сразу переходим к её окончанию. Многие исполнители начинают хорошо, но затем от куплета к куплету «набирают обороты», и в конце произведения снова всё грохочет. Изредка случается так, что начало и конец песни звучат спокойно, а «эмоциональный всплеск» музыканты делают в середине. Подобное выявляется на следующих этапах при полном прослушивании композиции.
    Иногда бывает, что вся песня звучит вполне удовлетворительно, но её приходится отсеивать из-за такого вот грохочущего начала. Вступление «вводит» слушателя в произведение. По стилю оно должно соответствовать всей композиции (или её главной смысловой идее). В противном случае оно становится «чужим», заимствованным. Подобное объяснимо, когда для аккомпанемента музыканты используют ритм-машину с заложенным в инструмент набором ритмов и вступлений-окончаний. Так как набор их ограничен, то иногда у разных песен мы встречаем одинаковые вступления. Надо сказать, что подобное встречается всё реже, потому что уровень технической оснащённости исполнителей растёт.
   
    Мы не выступаем принципиально против каких бы то ни было инструментов, в том числе и ударных. Вопрос в том, как они используются. Здесь имеют значение несколько факторов. Первый из них — громкость. Для наших сборников подходят песни, в которых ударник звучит не громче остальных инструментов и не заглушает их. Ударные не должны отвлекать внимание слушателя от главных элементов композиции — текста и мелодии. В духовном сочинении им отводится подчинённое положение, поэтому многие исполнители вполне обходятся без них. Во-вторых, стоит обратить внимание на тембр звучания ударных. Удар может звучать спокойно и мягко или, наоборот, активно и твёрдо или даже напористо, жёстко и агрессивно, так что начинает «давить». Поэтому и здесь приходится выбирать.

    Набрав необходимое количество произведений, переходим ко второму этапу, привлекая к прослушиванию христиан с музыкальным образованием. Прослушиваем весь отобранный материал с начала.
    Прослушивая песни полностью, проверяем их на достаточный уровень профессионализма в исполнении. В музыке и пении не должно быть фальши. Исполнители должны соблюдать размер и чисто извлекать звуки. Откровенно слабое исполнение приходится отсеивать.
    Следует заметить, что живое исполнение во многом отличается от исполнения в записи. Живое исполнение прощает многие неточности и огрехи. К записи требования неизмеримо выше. И недостатки становятся заметны, особенно при многократном прослушивании.
    Качество записи также влияет на выбор песни.

    Следующий параметр проверки – манера пения. Всякое подражание худшим эстрадным образцам – исключаем. В христианском сочинении должны быть выражены христианские качества и ценности: смирение, кротость, благоговение... Манерность, развязность, дерзость — не для песен о Христе.
    Другая крайность в исполнении христианских произведений — излишняя протяжность и даже заунывность. Такие песни трудно слушать. В них слабое ощущение жизни. Теряется чувство формы – она «разваливается».

    Инструментом певца является голос, а значит – звук. Проверяем звукоизвлечение — это ещё один важный элемент. Пение открытым звуком характерно для народных песен и находит применение в христианском музыкальном творчестве у этнических групп. Брать или нет такое произведение – это дело вкуса. Мы сторонники такой манеры пения, когда звук прикрыт, извлекается чисто (без подъездов), имеет приятный тембр.
    Певцы должны хорошо артикулировать (выговаривать) слова, четко произносить звуки, особенно согласные в конце слов.
    К особенной категории относятся композиции, исполняемые в академической манере, а также песни в исполнении хоров. Это песни – «на любителя», и их доля в сборниках не превышает 15 %.

    После проверки на музыкальное исполнение переходим к проверке литературной составляющей. Это третий этап проверки. Снова прослушиваем все отобранные сочинения.
    Песня состоит из двух элементов – стихов (слов, текста) и музыки. Стихи песни — это её важнейший элемент. К сожалению, приходится признать, что качеству музыки исполнители уделяют гораздо больше внимания, чем качеству слов.
    Стихи не должны содержать богословских ошибок или сомнительных моментов по отношению к библейской истине.
    Текст песни не обязательно должен быть рифмованным (на музыку может быть положены и проза или белый стих), но если рифма предполагается, то она должна быть во всех случаях. Сочинения, в текстах которых рифма откровенно хромает или автор использует только бедную рифму, приходится отклонять.
    Следует заметить, что рифмованные слова автоматически стихотворением не становятся. Стихотворение — это прежде всего художественный текст, а значит он должен содержать художественную (эстетическую) ценность. Приведём известные многим строки:
    Муха села на варенье,
    Вот и всё стихотворенье.
Они содержат все необходимые для рифмованного текста элементы: размер выдержан, рифма есть. Но художественная ценность отсутствует. Это не стихи в художественном понимании этого слова.

    Приходится отказываться от текстов, содержащих слова с неправильными ударениями. Чтобы правильно произнести слово, нужно в нём верно поставить ударение. Это известно всем ещё со школьных времён. Да, в поэзии допускаются отклонения от прозаической нормы ударений (например, в слове «тотчас»), но мы здесь говорим не об этом. Часто слова, неверно произносимые в христианской среде с кафедр и в обычном общении, проникают в песни и тем самым закрепляют в восприятии слушателей нарушение верного произношения («тОмятся», «сОблазны», «прИзыв» и т. п.).
То, что песни написаны на высокую библейскую тему не означает, что на остальные погрешности в них можно  закрывать глаза и пропускать в их сборник. Напротив, обращение к библейским историям, тем более к жизни и страданиям Иисуса Христа, предъявляет к авторам христианской композиции гораздо более высокие требования, чем в случаях с обычным мирским песенным творчеством.
 
   В результате проверки произведений на всех трёх этапах отсев составляет около 90%. Только 10% соответствуют обозначенным критериям. Так часто бывает откровенно жаль вычёркивать композицию, которая вполне могла бы стать хорошей, если бы её авторы и исполнители приложили чуть больше старания!

    Есть песни, в которых отдельный проверяемый элемент находится, как говорится, «на грани». Но если остальные элементы в порядке, приходится на него закрывать глаза, чтобы произведение продолжало жить.


 

    Результат проделанной работы в рамках проекта "Песни в Доме Господнем", можно послушать в разделе Песни (Духовная музыка).


 

   [   ]
Категория: Г-Д-Е-Ё | Добавил: edulesin (26 Января 2011) | Автор: Евгений Дулесин, Евгений Панкратов
Просмотров: 4433 | Теги: Музыка, песни | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]