Материалы
Главная » Материалы » Жанры » Статьи |
Необходимость богословия
Содержание 1.Введение. 2.Богословие и мировоззрение. 3.Богословие и окружающий мир. 4.Богословские взгляды и отношение с Богом. 5.Богословие и поведение человека. 6.Богословие и единство церкви. 7.Богословие и понимание Библии. 8.Заключение. 1. Введение. Главный вопрос, который будет обсуждаться в данной работе состоит в том, насколько богословие необходимо каждому христианину? Очевидно, что богословием должны заниматься пасторы, проповедники и учителя Библии. Но для чего богословие тем, кто не несет служения Слова в церкви? Может быть для них достаточно того, что они просто читают Библию, верят в Бога и посещают церковь? Насколько полезным для них будет занятие богословием? Прежде чем мы начнем говорить о необходимости богословия, нам следует определить, что это такое. Поэтому мы начнем с одного из определений богословия. Генри Кларенс Тиссен, указывая на то, что термин «богословие» происходит от двух греческих слов «теос», что значит «Бог», и логос – «слово», «рассуждение», «учение», определяет его в узком смысле, как учение о Боге. (1) Чарльз Райри полагает, что заниматься богословием означает просто думать о Боге и выражать эти мысли определенным образом. (2) В таком смысле богословием занимается каждый человек и каждый человек в той или иной степени является богословом. Даже атеист имеет к нему отношение: он думает о Боге, отрицает Его существование и выражает это убеждение в своем мировоззрении, образе мышления и жизни. 2.Богословие и мировоззрение. Словарь Ожегова определяет мировоззрение, как систему взглядов, воззрений на природу и общество. Мировоззрение христианина складывается прежде всего из тех взглядов на Бога, на себя и окружающий мир, которые ему были открыты в Библии. Система взглядов, основанная на Священном Писании, дает христианину верную картину происходящего вокруг. В этом богословие превосходит и психологию и этику и философию. Психология занимается вопросами причин поведения человека. Этика исследует вопрос поведения с точки зрения стандартов «хорошо» и «плохо». Но, как психология, так и этика исключают из причин поведения доктрину греха, а также ограничивают человека только обязанностями по отношению к другим людям. Богословие в этом смысле идет гораздо дальше. Оно, во – первых, углубляет понимание причин поведения человека, описывая его падшее состояние, определяя его духовно мертвым, и находящимся в рабстве греха. Во - вторых, говорит об отношении человека к Богу. Сравнивая богословие и философию, мы можем увидеть, что обе ищут всестороннего взгляда на мир и жизнь. Обе они начинают с поиска причин всех вещей. Но уже здесь начинаются различия между ними. Философия определяет одни вещи и идеи другими вещами или идеями нашего мира. Если древние философы полагали в основание мира воду, огонь, воздух, то современные – природу, личность, жизнь, и т.д. В этом смысле богословие имеет объективную основу. Оно выбирает для объяснения всех вещей причину, находящуюся вне человека и полагает Бога причиной всех вещей и событий. Психология, этика, философия имеют дело с определенной системой ценностей, основание которой находится в человеческом обществе. Но человечество изменяется, и вместе с ним изменяется и система ценностей, оказываясь относительной. Относительность основных ценностей лишает человечество твердого фундамента. Богословие предлагает человеку абсолютную и неизменную систему ценностей, основание которой положено в неизменном совершенном, святом Боге. 3. Богословие и окружающий мир. Необходимость богословия для христианина находится также и в сфере его отношений с окружающим миром. Мир наполнен атеизмом, прагматизмом, неверием, на всех уровнях жизни: политическом, социальном, образовательном. Кеннет Хаукинз говорит: «Главная трудность состоит в том, что в основном информация относительно бытия, общества и истории поступает в сознание христианина из нехристианских источников. Быть христианином в мире нехристианском означает неизбежно испытывать конфликт идей, ценностей, побуждений и убеждений» (5). Вера и убеждения христанина нуждаются в защите. Чтобы устоять христианину необходимо прочное основание. Такое основание ему способно дать богословие. Давая человеку организованную систему мышления, оно помогает ему обосновать свои убеждения. Как сказал Карл Генри: «Обосновать разумом наши убежденности – исключительно важно. Убежденность необоснованная легко шатается и падает, даже если она истинна. Только достаточная гарантия нашей веры может защитить нас от «неразумной смены мнений или безответственной доверчивости» (6). Если у нас не будет организованной, разумно обоснованой системы взглядов, мы будем отданы на милось тех, у кого имеется такая (пусть и ложная) система. 4. Богословские взгляды и отношение с Богом. В зависимости от того, насколько взгляды человека на Бога и Иисуса Христа совпадают с библейскими, зависит его отношение с Богом. Иоанн говорит об этом в своем первом послании: «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге». 1Иоан.4:15. Фарисеи и книжники искали убить Господа, потому что не считали Его Богом. Пример гонителя христиан Савла из Тарса также показывает нам к чему могут привести ложные взгляды на Господа. Господь объяснил ученикам почему их будут гнать: «Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» Иоан.16:3. Иисус сказал в Евангелии от Иоанна.5:39: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». Исследование Писания даст нам возможность составить верное представление о Господе, что выразится в правильном отношении к Нему. Иоан.14:21: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам». Серьезное отношение к богословию поможет нам иметь верное понимание и правильные взгляды. Для христианина важность правильного библейского мировоззрения определяется также и будущей ответственностью. Каждый из нас в той или иной степени ответственен перед своей совестью; обществом, семьей, церковью, местом работы и т.д. Но главная ответственность для христианина состоит в том, что он предстанет пред Белым Престолом Христа. Богословие суда направляет нас думать о встрече с Богом, и о том, как нам следует строить свою жизнь на земле. Р. Пратт совершенно прав, когда говорит: «В судный день мы будем оцениваться не по тому, что нас учила традиция, а по тому, во что мы лично верили». (3) Неверное богословие способно завести верующего в заблуждение, увести его от истины, и привести в погибель. «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» 1Тим.4:1. «Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру». 1 Тим.2: 17-18. Поэтому Библия словами Апостола Павла дает каждому христианину прямое указание: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». 1Тим.4:16. Как мы исполним это указание - вопрос нашей персональной ответственности. 5. Богословие и поведение человека. Мировоззрение – это не просто часть нашего мышления. Результат нашего мышления производит влияние на всю нашу жизнь. Мы принимаем решения и поступаем в зависимости от того, как мыслим и во что верим. Богословие формирует наше мировоззрение и определяет наше дальнейшее поведение. Сначала мы размышляем о Боге, а потом действуем в соответствии с выводами и результатами своих размышлений. Богословие может оказать мертвящее действие на духовную жизнь, если останется простой теорией. С другой стороны, правильные представления о Святом и неизменном Боге, грехе, небесах и аде способны не просто научить, но и вдохновлять нас жить святой жизнью. Богословие не просто указывает нам нормы поведения, но открывает путь, каким мы можем их достичь. В связи с этим, хорошее здравое богословие приобретает большую значимость для построения правильной христианской жизни. Здоровое учение или здоровое богословие всегда ведет к святой жизни, и святая жизнь должна основываться за здоровом богословии. Апостол Павел в своих посланиях говорит о связи познания и праведной жизни. Его выражение «здравое учение» (2Тим.4:3, Титу 1:9) означает здоровую доктрину, изучение и познание которой приводит к жизни без греха: «чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию» (Фил.1:9-11). Свободная, лишенная благочестия жизнь многих верующих в современнных церквях обусловлена не случайными фактами, а является следствием соответствующего богословия свободы. 6. Богословие и единство церкви. Личные богословские взгляды влияют не только на отношения человека с Богом. Они определяют отношение христианина с другими христианами. Р Пратт пишет о крайностях существующих относительно личных богословских взглядов (3). Человек может и должен иметь свое мнение. Но проблемы возникают если он за своим собственным мнением не видит мнения других. Идеализируя свое богословие, считая себя во всем правым, человек остается в узких рамках своего мировоззрения и оказывается – по выражению Р. Пратта - «в тюрьме своего собственного разума». Когда мнение такого человека слишком сильно и слишком часто расходится с мнением окружающих и ему становится плохо в этом коллективе. Это может привести к отчуждению. «Он отчуждается от церкви, церковь отчуждается от него, и в результате – христианин чувствует, что он, по сути, бездомный», пишет Р. Пратт. Это, в свою очередь, может привести к проблемам для всей церкви. Расхождения принципиальным по вопросам веры могут привести к разделениям в теле Христовом. Поэтому Библия настаивает: «чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях»1Кор.1:10. Со времени первой церкви острота проблемы разделений не снизилась. Ситуация осложняется тем, что в век технического прогресса каждый желающий может различными средствами доносить свои богословские взгляды до большого количества людей. В интернете появляется все больше христианских сайтов, а на полках христианских книжных магазинов книг, богословие в которых не выдерживает серьезной критики. Проникая в церкви, такое богословие приводит к проблемам. Р Пратт предупреждает: «Мы должны быть очень осмотрительны, если наше мнение в чём-то важном отличается от церковного. Мы должны как бы видеть предупреждающие жёлтые огни вокруг себя, означающие: «Осторожно! Рискуем расколоть церковь!». Чтобы предотвратить возможные разделения, лучше отказаться от своего мнения в пользу церковного. В христианстве нет места богословам-одиночкам. Церковь – это тело, изначально устроенное так, что каждый его член несамодостаточен. Свободное от всех богословие невозможно из-за самой природы тела. Поэтому лучше сознательно поставить себя в зависимость от живого христианского сообщества» (3). 7. Богословие и понимание Библии. Библия является для христианина основой его богословских взглядов. Гордон Фи и Дуглас Стюарт считают, что каждый человек, читающий Библию уже занимается богословием, потому что, читая, он интерпретирует ее и уже является ее толкователем. В своей книге «Как читать Библию и видеть всю ее ценность» они показывают, что читая Писание «мы обязательно привносим в текст все то, что мы есть, весь свой опыт, культуру и прошлое понимание слов и мыслей. Таким образом, даже не намереваясь этого делать, читатель становится толкователем, и, к сожалению, слишком часто толкует неправильно» (4). Вот почему простого чтения Библии не достаточно. Богословие должно быть основано не на чтении, а на изучении, исследовании Священного Писания. Используя для передачи Своего Слова людей, Бог допустил применение для передачи истины разных жанров писем, притч, пророчеств, повествований и т.д. Бог использовал образный, поэтический язык. Поэтому мы подходя к построению богословия на основании Библии, должны познакомиться с существующими законами толкования разных жанров литературы и учитывать способ выражения мысли. Это сохранит нас от ошибок. Давая нам откровение о себе Бог не стремился спрятать от нас истину. С другой стороны, Бог, давая человеку Священное Писание, не посчитал необходимым изложить все факты в строго организованном виде. Собрать разрозненные факты и огранизовать их в систему, сформулировать доктрины исчерпывающим образом Творец оставил человеку. Почему для человека недостаточно просто размышлять о Боге? Почему он нуждается в системе взглядов? Г.К. Тиссен находит ответ в самом человеке. «Человеческий интеллект не довольствуется тем, что он способен просто обнаруживать некоторые факты, касающиеся Бога, человека и вселенной; он желает осознать отношения между этими личностями и вещами, а затем упорядочить их в определенную систему» (1). 8. Заключение. В заключение приведем еще несколько аргументов в подтверждение необходимости богословия. Эта необходимость находится для верующего в том статусе, которым его наделяет Христос. Господь призвал всех нас быть учениками: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» Иоан. 15:8. Словами апостолов Господь побуждает нас не просто к чтению Слова, но к тому, чтобы мы вникали в учение и занимались этим постоянно. 1Тим.4:16: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Следующая причина содержится в великом поручении Христа. Мы призваны не только к тому, чтобы научиться самим, но и к тому, чтобы передавать учение дальше. Чтобы быть способным научить другого, необходимо прежде самому иметь четкое представление о предмете. И последнее. Богословие – это не только академическая тренировка для образованных людей. Изучение богословия способно привести человека к переживанию, которое изменяет, расширяет взгляды на Бога и приводит его к более глубокому почтению Богу. Пс.118:171: «Уста мои произнесут хвалу, когда Ты научишь меня уставам Твоим». Список литературы: 1. Генри Кларенс Тиссен «Лекции по систематическому богословию», Логос, 1994, 2.Charles C. Ryrie "Basic Theology”, Chariot Victor publishing, 1999, 3.Ричард Пратт «Введение в богословие». Украинская библейская семинария 2002. 4.Гордон Д. Фи, Дуглас Стюарт «Как читать Библию, и видеть всю ее ценность», Логос, 1993, 5.Кеннет Хаукинс «Опыты религиозных иследований» 6.Карл Генри «Христианин среди философов», ANNO DOMINI, 1994, Источник: http://www.hvep.narod.ru [ ] | |
Просмотров: 6365
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |