Четверг, 25 Апреля 2024, 16:42
Приветствуем Вас, Гость | RSS
Цитата из Библии
Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. (Мф.7:13-14)
Поиск по сайту
Наши советы
Надоела реклама и мошенники в Интернете? Читайте статью:
"Безопасный Интернет"
Вход
Посетители

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Материалы

Главная » Материалы » Опубликовано в... » Слово Наставления

Свобода и рабство христианина

Евгений Дулесин. Свобода и рабство христианина.

Младенчество и зрелость.

     В своем первом послании к церкви в Коринфе Апостол Павел говорит: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по - младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1Кор.13:11). Он говорит здесь о детях. Все мы когда-то были детьми. Все мы когда-то говорили, мыслили и рассуждали по-младенчески. Как это – по младенчески?

     Младенец входит в мир, который живет по своим правилам, понятиям и законам. В нём есть свой порядок и установления. Ребенок мало знает об окружающем его мире. Он мало знает об отношениях людей между собой. Рассуждая и делая выводы, он не учитывает всей информации и, поэтому, ошибается. Не зная, как и что должно быть, он не способен отличить правду от лжи, подделку от оригинала. Его легко уговорить, склонить на свою сторону, да и просто обмануть. Никто не хотел бы остаться младенцем на всю жизнь. Поэтому мы изучаем наш мир, учимся жить в нем, понимать его правила и законы. Приобретая знания, опыт мы становимся более мудрыми и совершенными, оставляя свои прежние детские представления и способ мышления.

     Библия говорит нам и о духовных младенцах. Это те, кто с течением времени так и не приобрели достаточно мудрости и опыта, чтобы правильно оценивать происходящее вокруг и правильно поступать. Духовный младенец не может правильно применять Слово Божье в своей жизни. Новые идеи, учения обольщают его, сбивают с толку, уводят в сторону. Поэтому Писание призывает нас стремиться к совершенству, «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения…» (Еф. 4:14)

     Итак, есть основополагающие вопросы Слова Божьего, которые нам нужно исследовать, чтобы не остаться младенцами. Один из таких вопросов – это свобода и рабство христианина.

Рабство.

     Библия так описывает состояние, в котором мы были, пока не уверовали: «…мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий…» (Тит. 3:3)

     Мы находились в рабстве: «От страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр.2:15).

     Мы были рабами греха: «Кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы… рабы греха…» (Рим. 6:16) Писание называет неверующих людей связанными грехом, ослеплёнными грехом, зависимыми от греха. Если мы не принадлежим Богу, то мы не принадлежим и самим себе, а находимся во власти сатаны. Другая личность господствует над нами. Мы живем и поступаем «... по воле князя, господствующего в воздухе…» (Еф. 2:2) Мы ему подчиняемся, ему служим, идём туда, куда он нас ведет, делаем то, что он нам приказывает. Мы – полностью зависимые люди! Мы можем себя считать свободными, писать о том, что мы свободны, но мы зависимы, мы рабы греха!

     Но, не соглашаясь с Библией, многие люди, не знающие Бога, заявляют, что они свободны. Как проверить это? Слово Божье предлагает такой способ проверки: «Кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы..»(Рим. 6:16). Есть ли в твоей жизни грехи, привычки, привязанности, без которых ты не можешь обходиться? Если – да, тогда ты их раб. Многие люди считают, что они курят, пьют, прелюбодействуют просто потому, что это приносит удовольствие. Они считают, что легко могут оставить все это, если найдется что-то лучшее. Но на деле легко сказать, а трудно сделать. Пока ты в грехе, создается впечатление, что тебя ничто не держит. Кажется, что ты сам выбрал этот путь. Но как только ты попробуешь уйти от греха, оставить греховную привычку, ты сразу почувствуешь на себе чью-то сильную руку, которая не выпускает тебя. Откуда ни возьмись появляются тысячи причин, поводов и объяснений для того, чтобы оставить всё как было. И, находя очередное оправдание, ты снова идешь туда, куда тебя ведёт грех и делаешь то, к чему он тебя влечёт.

     Что такое отсутствие рабства? Если я не раб чего-то, то я могу это оставить. Если я не раб чего бы то ни было, тогда я могу обходиться без этого. Я могу делать, могу не делать. Я могу идти, могу не ходить. Я способен сделать выбор. Я могу поступать и так, и иначе. Павел говорит: «Умею жить в скудости, умею жить и в изобилии ...насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке» (Фил. 4:12). «Я могу». Но если ты не можешь, то ты не свободен!

От рабства к свободе.

     Евангелие от Иоанна 8:36 говорит: «…если Сын освободит вас, то истинно свободны будете». Первое, что мы получаем, когда приходим к Богу, – это свобода. Это то самое ценное, что мы должны получить.

     «Освободившись же от греха…» – говорит о нас Послание к Римлянам 6:18. Мы освобождаемся от рабства греха. Придя к Богу, покаявшись и возродившись, мы омылись, мы освятились. Мы разорвали все узы, которые были на нас. Грех больше не господствует над нами. Мы вышли в свободу. «Если Сын освободит Вас, то вы истинно свободны будете» (Иоан. 8:36). Дух Святой вошел в нашу жизнь. Он освободил нас от закона греха и смерти. Мы поняли, что мы больше не рабы привычек и в этом обрели настоящую свободу. В рабстве мы просто-напросто не могли не воровать, не красть, не прелюбодействовать. Мы не могли не лгать, не раздражаться, не носить обиды – но вот мы вышли и освободились. Теперь, когда грех влечёт нас, мы можем сказать: нет. Если грех тянет меня, привлекает, обольщает, я не боюсь отказаться от того, что он предлагает мне. Он не может удержать меня. Я вышел из-под власти сатаны в Царство возлюбленного Сына. Я очищен Кровью Христа. Я, как говорит Слово Божие устами ап. Павла, «умер для греха» (Рим. 6:10), я «умер со Христом» (Рим.6:8) и, «бывши погребен с Ним» (Рим. 6:4), я освободился. «Ибо умерший освободился от греха» (Рим.6:7).

Внимание, свобода!

     Теперь ты свободен. Ты получил свободу, ты её имеешь. Что теперь делать с этим богатством, которое у тебя в руках, как им распорядиться? Оказывается, это не так уж просто. Мы дорожим полученной свободой. И это правильно. Мы получили. Это теперь наше. Это теперь моё. Я получил свободу не для того, чтобы её терять. Я не хочу обратно в рабство! Это здоровое и нормальное желание. Свобода – это когда снимаются определённые рамки. Теперь ты можешь то, что раньше было нельзя. Но со свободой нужно обращаться осторожно. Она не может быть безграничной. Может появиться искушение получить больше свободы. И потом ещё. В нас, в нашей ветхой природе заложены силы, которые всё время побуждают нас выйти за рамки.

     Тот, кто ездит на автомобиле, всегда хочет большей свободы в передвижении. Он желает ездить с большей скоростью, максимально использовать возможности своей машины. Но сегодня технический уровень достиг небывалой высоты. Мощность моторов позволяет развивать скорости, при которых человек не способен вовремя реагировать и сознательно управлять машиной. Пилоты «Формулы-1» на гонках проходят повороты «по памяти». Технические возможности машин входят в противоречие с ограничениями скорости, которые введены на дорогах. В наших городах на таких машинах негде ездить. На наших дорогах, при близко расставленных светофорах, они даже разогнаться не успевают. Им тесно на дороге. Хочется ехать на полной скорости, а приходится ехать как все. Всё тебе начинает мешать! Тебе нужно пропускать пешеходов и останавливаться перед знаками, а ты торопишься. Приходит момент, когда ты нарушаешь правила, и тогда начинаешь искать оправдания.

     Что-то подобное происходит с нашей свободой. Стремление к большей свободе лежит в глубине нашей природы. Это – моё желание, которое движет мной и толкает меня. В определенный момент желание поступить так, как мне хочется, встречается с ограничениями и правилами. Свободу связывают рамки Писания и церковных установлений. Дальше нельзя, говорят они. Тогда мне нужно решить: вперед или назад. Пойти на ограничение своей свободы или двигаться дальше. Но хочется вперёд, и тогда приходится защищать свою свободу. Внутренне мы понимаем, что мы делаем что-то не так, и начинаем искать оправдания, чтобы оставаться свободными, чтобы поступать так, как нам хочется.

Защита свободы.

     Сегодня можно встретить по крайней мере три причины, которые христиане нашли, чтобы оправдать свою свободу. Они говорят: «Это можно, потому что это не грех». На первый взгляд это правильно. Но дело в том, что понятие греха – не единственное в Библии для определения того, что можно и что нельзя. В период Нового Завета мы руководствуемся не законом, который регламентирует нам всё до мелочей, а Духом. И вот Дух, когда ведёт нас к Богу, учит нас и открывает нам множество «тонких» понятий, таких, например, как приличие, назидание, благоговение. По мере приближения к Богу мы начинаем понимать, что вещи, которые Библия не осуждает прямо (такие, как курение, определённый внешний вид, принятая человеком манера поведения, жаргон) и которые на первый взгляд не кажутся грешными, могут оказаться неприличными, не приносящими назидания, не выражающими благоговения. Поэтому Слово Божье, кроме понятий «грех» и «не грех», указывает нам на множество необходимых важных понятий. Это уже не «духовное молоко», это то, что приходит с исследованием Писания, с опытом, это твёрдая пища. Мы не можем игнорировать эти понятия, если не хотим остаться духовными младенцами. Приведу пример: у токарного станка, для того чтобы подвести инструмент к обрабатываемой детали, есть ручки грубой и точной настройки. Когда вы поворачиваете первую, инструмент движется быстро. Её используют, чтобы быстро приблизить инструмент к детали с большого расстояния. Второй пользуются, когда обрабатывают деталь. Вращение этой ручки обеспечивает очень маленькие и точные перемещения инструмента. Если ручка точной настройки не работает, то на таком станке если и можно что- то сделать, то хорошего качества всё равно никогда не получится, но легко можно сломать инструмент о вращающуюся деталь.

     Если в нашей христианской жизни для определения что «делать можно» и чего «не следует», пользоваться только понятиями «грех» и «не грех», то это подобно работе на станке с отключённой ручкой точной настройки. Все просто. Не нужно обращать внимание на все эти «тонкости». Если в Библии нет прямого указания, что это грех, тогда – делай! Живи просто, не задумываясь над тем, что это кому-то не нравится или причиняет неудобства, обольщает, вводит в соблазн и так далее. Зато это удобно для оправдания твоей совести и защиты твоей свободы. «Не грех» – это грубая настройка. Используй только это понятие – и ты получишь ту свободу, которую хотел. Правда, никогда не достигнешь качества.

     Второй аргумент, которым сегодня пользуются, отстаивая свою свободу, называется «контроль». Суть этой идеи состоит в следующем. Например, меня обличают или пытаются призвать к чему-то или заставить что-то сделать. Если я в этом случае ощущаю на себе давление или чувствую себя скованно в присутствии влияющего на меня человека, то это – контроль надо мной с его стороны. Это контроль над моей свободой. Это сатана использует окружающих людей, чтобы совершить насилие над моей личностью. Тогда я во имя Иисуса Христа должен противостать им и разрушить этот контроль над собой, чтобы быть свободным. Подобное учение сегодня довольно широко используется. Но в основании его лежит попытка рассуждений в области психологии, а не Слово Божье. Цель – оправдать себя и свои неверные действия. Вряд ли мы чувствуем себя комфортно, когда нас обличают, указывают на наши недостатки или предлагают сделать то, чего нам не хочется. Тогда пользоваться словом «контроль» очень удобно. Я просто не соглашаюсь, отказываюсь и противостою «во имя Иисуса Христа». Всё, что мешает мне жить, поступать так, как я хочу, называется контролем.

     Например, близкий тебе человек заболел, и нет никого, кроме тебя, чтобы ухаживать за ним. Перспектива для тебя открывается незавидная. Теперь всё своё свободное время тебе придётся сидеть у его постели вместо того, чтобы общаться с христианами. Тебе надо идти, а он начинает плакать и упрашивать тебя посидеть с ним. Но если ты знаешь, что слёзы – один из методов контроля, то «молитвой разрушаешь действие» этих «контролирующих сил», освобождая свою совесть от угрызений. Вот что сегодня придумали христиане!

     Есть и третий аргумент для защиты свободы. Людей, пытающихся ограничить чью-либо свободу, стали называть религиозными. Когда тебе делают замечание, говорят, что твое поведение кого-то смущает, пытаются тебя в чем-то ограничить, сказать: «Это нельзя!» – то это «не духовно»! Это замечание делает «религиозный человек», потому что он находится в рамках своего ограниченного «религиозного понимания». «Духовным» объявляется всё, что приносит свободу. Запрет не может быть духовным!

     Что сказать на это? Здесь понятие «религиозность» используется неверно. На самом деле, братья и сёстры, что такое религиозность? Это когда человек исповедует Бога, исполняет какие-то обряды и даже молится, но он не перерожден изнутри, его суть не переменилась, он делает это своими силами, а не силою Святого Духа. Христос говорит: «Всякий, кто не имеет Духа Божьего, тот и не Его». Никодиму Иисус говорит: «Не родишься свыше – не увидишь царства Божьего». Есть исполнение обрядов, но нет внутреннего изменения.

     Но защитникам свободы удобно использовать понятие «религиозный» по отношению ко всем, кто запрещает, вводит дисциплину и порядок. «Где Дух Господень, там свобода», – говорят желающие защитить свободу.

     Но вот что важно: они, защитники свободы, тем самым перекрывают себе путь для духовного развития. Если для принятия решения по важнейшим вопросам остаётся только понятие «грех», то дальше нет пути. Некуда двигаться. Остаётся закрыться в своей крепости и оборонять свою свободу. Но есть другой путь.

От свободы к рабству.

     В своём первом послании Пётр призывает, чтобы мы поступали «как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (2:16). Обратите внимание на соединение слов: «Как свободные …но как рабы Божии». Эта связь между свободой и рабством прослеживается во многих местах Писания и очень интересна.

     В первом послании коринфянам (9:19) Павел говорит: «Будучи свободен от всех я всем поработил себя, дабы больше приобресть». Может показаться, что между понятиями свободы и рабства не может быть связи. Как они могут совмещаться?

     Возьмём ещё один пример. Написано, что Христос «не почитал хищением быть равным Богу, но принял образ раба» (Фил.2:6). Опять – свобода и рабство. Дальше мы увидим, что в этом нет противоречия. В послании римлянам (6:18) мы находим такое место: «Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности». Что же получается? Мы выходим из рабства греха на свободу, а затем нас снова призывают в рабство! Как это так?

     Раб – это кто-то бесправный, не имеющий своего имущества, не распоряжающийся своим временем. Да, мы призваны быть рабами, но главное в том, что мы становимся рабами добровольно. Ты можешь и не согласиться, а можешь подчиниться. Стать рабом, но рабом уже не греха, но праведности. Суть рабства не меняется. Ты начинаешь служить Богу как не принадлежащий себе. Ты желаешь исполнить волю Господа. Ты согласен добровольно отказаться от своего права. Вот куда нас ведет Библейское христианство! Чем выше духовно, тем больше самопожертвование, тем больше самоотдача, тем глубже рабство, тем меньше свободы. Мы умаляемся, а Он возрастает. Поднимаясь по лестнице духовного роста, мы добровольно оставляем свою свободу.

     Но как быть с тем, что мы совершенны во Христе от начала спасения? В этом нет противоречия. Дело в том, что когда мы вышли из рабства греха в свободу, то, оправдавшись пред Богом, мы стали совершенны юридически. Но фактически мы ещё не достигли полного совершенства, а лишь встали на самый начальный уровень духовного развития. Нам нужно учиться, познавать Писание, совлекаться ветхого человека, приносить плод Духа. Получив свободу, мы учимся этой свободой пользоваться, ею жертвовать, добровольно её оставлять.

     По мере духовного роста и познания Писание начинает вводить для нас «ручку тонкой настройки». Бог открывает нам всё новые и новые принципы Слова, которыми мы руководствуемся в нашей христианской жизни. По мере нашего совершенствования деления на ручке «тонкой настройки» становятся как бы всё меньше, обработка тоньше, качество выше и результат лучше.

     Итак, что же это за новые принципы для руководства нашей жизни, которые Господь открывает нам?

     В первом послании коринфянам (10:23) говорится: «Всё мне позволительно, но не все полезно». Обратите внимание, здесь нет речи о том, «грех» или «не грех»! Но есть соображения пользы. Интересно, что в нашей обыденной жизни мы совершенно правильно используем принципы, которые никак не хотим применять для нашей духовной жизни! Мы не даём нашим детям право есть, пить и делать то, что они хотят. Иначе они ели бы мороженое на завтрак, чипсы на обед и пили бы пепси-колу на ужин. Они бы не ходили в школу и играли целыми днями. Но мы руководствуемся не тем, что они хотят (хотя это совсем не грешные желания), а тем, что будет для них полезно. Так и в духовных вопросах. Когда мы что-то делаем, мы должны подумать: полезно ли это для нашего духовного состояния? Если это бесполезно, тогда мы расточаем, а не собираем. Мы будем слабеть духовно. Но самое опасное, что мы утрачиваем правильный духовный навык. Теряем принципы, которыми нужно руководствоваться, чтобы правильно строились духовная жизнь и развитие.

     Ещё один принцип содержится в том же самом стихе: «Всё мне позволительно, но не всё назидает». И опять здесь нет ни слова о грехе, а говорится о назидании. Это более конкретный результат, чем общее понятие пользы. В пример можно привести наши разговоры и беседы. Из них мы совсем не обязательно узнаём новую информацию или учимся чему-то, для нас полезному. Но назидание от них может быть. Сами манера разговора, подход к решению вопросов, пример в отношении к происходящему могут служить для нас назиданием. А могут и не служить. Шутки, юмор, пустословие – это то, где чаще отсутствует, чем присутствует, назидание.

     Вот так, по мере того как я вникаю в себя, наблюдаю за собою, мои чувства приучаются различать добро и зло, различать, что мне полезно, а что вредно. Шаг за шагом двигаясь по пути духовного роста, я приобретаю способность видеть ясно. Я не хочу быть бесплодным и стоять на месте. Я хочу расти духовно и из того, что «не грех», я выбираю то, что назидает.

     Следующий принцип «точной настройки» мы находим в 32-м стихе этой же 10-й главы: «Не подавайте соблазна…» Принцип в том, что я не одинок и не изолирован. То, что я делаю, влияет на окружающих. Поэтому, когда я выбираю, что делать и как поступить, я должен учитывать мнение других, ограничивая свою свободу.

     В 8-й главе Павел не говорит брату, который не ест мяса: «Брат, это твоя проблема». Он также не говорит: «Ты не свободен, во имя Иисуса ты должен преодолеть это, освободиться и есть мясо вместе со мной!» Павел говорит совершенно иное: «Я не буду есть мясо вовек» (8:13). Ради того, чтобы не соблазнялся брат, Павел готов поступиться своей свободой. Ценности ближнего становятся для Павла выше его собственных. Это пример для нас. Если другой соблазняется, то мы должны оставить нашу свободу. Состояние брата становится для меня определяющим. Я готов отдать своё ради того, чтобы ему было лучше. И это нелегко сделать.

     Ещё один полезный принцип есть в 6-й главе этого же послания. 12-й стих говорит: «Всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».

     «Не должно обладать». Есть то, к чему мы привыкаем, что нас захватывает, что способно забрать всё наше время. Наши увлечения, занятия, работа, приоритеты способны занять первое место в нашей жизни. Заметьте, мы не жалеем сил и всегда находим время на то, что для нас является первостепенным. Мы попадаем под влияние вещей и обстоятельств. Мы не можем без них обойтись, и они начинают обладать нами. Опасность в том, что, если что-либо встает на первое место, оно способно стать идолом. Тогда Христос перемещается на второе. Поэтому в процессе нашей духовной жизни мы должны наблюдать за собою, остерегаясь того, чтобы не подвергнуться обладанию и не потерять того, над чем мы трудились.

     Следующий принцип определяется нашим положением. «Вы – царственное священство», – говорит о нас Пётр в своём первом послании (2:9). То, что подобает детям, может быть неприемлемо для взрослых. Человека, занимающего высокий пост, положение обязывает к некоторым вещам, необязательным для остальных.

     Есть книга советских фантастов «Трудно быть богом». Сюжет книги заключается в том, что на планету с первобытным уровнем развития человека прилетели представители высокой цивилизации. Полудикари кидали в них камни, палки. Но прилетевшие, руководствуясь моральными принципами, не могли ответить тем же, ударить или убить. Получалось, что условия не равны: одним можно всё, а другим при всех их возможностях – ничего. Обладающие оружием, техникой не использовали их, руководствуясь высшими принципами. А это зачастую нелегко. Поэтому книга и называется: «Трудно быть богом».

     Мы – царственное священство. Нам даны неограниченные возможности что угодно есть, что угодно пить, как угодно одеваться. Но мы ограничиваем себя. Наше положение требует ограничить и смирить себя во многом. Это трудно – «быть богом». Другим можно всё, а нам – нет. Если мы хотим быть духовно зрелыми, нам нужно идти по этому пути.

     Исследующий Писание найдёт ещё много подобных принципов. Желающему исполнить волю Божью Святой Дух укажет, как поступить в том или ином случае.

     Познавая и применяя принципы Слова, мы начинаем духовно возрастать, и этому росту нет конца.

     Мы начинаем понимать, что получает тот, кто отдаёт. Свобода, которую мы получили, становится не целью, а средством для духовного роста, пока мы не преобразимся в подобие Христа. И уровень нашего возрастания определяется тем, насколько мы способны пожертвовать своей свободой.

     Именно так мы определяем, насколько повзрослели наши дети. Когда мы дарим ребенку коробку конфет, мы ожидаем, что он угостит всех присутствующих. Если он достаточно большой, он должен уметь жертвовать, уметь отдать.

     А если мы подвергнемся такой проверке? Выдержим ли мы её, сможем ли поступиться своей свободой, своим правом ради других?

     Свобода и рабство – это один из важнейших принципов. Писание призывает нас стремиться к духовной зрелости. Если мы хотим быть совершенными и не хотим остаться младенцами, мы должны выбрать путь: отстаивать и защищать свободу или, по примеру Павла, во всем поработить себя, чтобы больше приобрести. Если мы не поймём этого, то мы никогда не станем духовно зрелыми. Но встав на этот трудный путь, мы увидим, что Христос отобразится в нас. Мы сможем, как Он, быть слугами всем. Мы будем служить людям и получать в этом высшее приобретение во Христе Иисусе. Аминь.



Источник: http://www.hvep.narod.ru   [   ]
Категория: Слово Наставления | Добавил: Евгений (06 Марта 2010) | Автор: Дулесин Евгений
Просмотров: 10972 | Теги: смирение, благочестие, богослужение | Рейтинг: 4.2/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]